[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


ДЕНЬ ПОБЕДЫ  ИЛИ ТЕАТР АБСУРДА

 

Похоже, что празднование Дня Победы 9 мая в этом году будет не менее грандиозным, чем в прошлом, когда отмечался 70-летний юбилей. Улицы российских городов уже давно заполонили плакаты, на которых чиновники и депутаты от «Единой России» изображены с немногочисленными дожившими до наших дней ветеранами. И как всегда, засилье официоза порождает у части населения негативную ответную реакцию. В итоге, интернет заполняют бурные споры вокруг событий, казалось бы, утративших какую-либо актуальность. Кажется, что для многих наших современников нет более насущных вопросов, чем то, знал ли Сталин о нападении Германии, правильно ли маршал Жуков штурмовал Зееловские высоты или насколько конфортно было воевать в танке Т-34. Впечатление такое, что, во-первых, все это происходило пару лет назад, а во-вторых, можно вернуться назад и что-либо исправить.

Любопытно отметить, что традиция всенародно отмечать годовщины военных побед не такая уж и древняя. Великие воители древности, римляне, отмечали победу всего один раз, во время триумфа, а затем спокойно готовились к новым. В Европе средних веков и раннего нового времени войны были очень частым явлением, и  битвы, победы и  поражения быстро заслоняли друг друга. Первый относительно длительный период мира на Европейском континенте (если не считать Балкан) наступил после франко-прусской войны 1870-1871 гг., и именно немцы, одержавшие в этой войне  верх, изобрели традицию празднования «дня победы»: до самого конца кайзеровской империи в 1918 г., 2 сентября, день капитуляции французов под Седаном, был   главным национальным праздником   кайзеровского рейха,  отмечавшимся с таким размахом, что, по замечанию современного немецкого историка С. Хаффнера, «у всех было такое настроение, как будто немецкая футбольная команда завоевала звание чемпиона мира – и так каждый год в течение 50 лет!» А в 1912 г. свой «день победы»  появился и в одном из главных антагонистов Германии   - Российской империи – в стране широко отмечался столетний юбилей Отечественной войны 1812 г. К торжествам на Бородинском поле даже нашли одного «ветерана» - им оказался якобы 122-летний Аким Винтонюк из Кишинева,  по его словам воевавший с Наполеоном в составе Волынского пехотного полка, а еще восемь «очевидцев» Отечественной войны. Все они из рук царя получили по юбилейному «бородинскому» рублю. А через два годаначнется война, которую первоначально и будут называть «Великой Отечественной». Вскоре, однако, он станет у нас «империалистической», а возникшее в 1914 г. пышное наименование снова зазвучит через тридцать лет, чтобы обозначать совершенно иную войну, которое будет вести государство, возникшее на руинах Российской империи. Впрочем, на этом история фразеологизма не закончится – в Северной Корее, копировавшей политическую эстетику и риторику СССР сталинской поры, войну 1950-1953 гг. станут именовать «Великой Отечественной освободительной войной»…

Возможно, представителям молодого поколения покажется странным, но это факт: День Победы 9 мая выходным и по-настоящему культовым днем только в 1965 г. (до этого был выходным только в 1946 и 1947 гг.). Цезарь Иосиф Сталин, подобно цезарям Древнего Рима, больше думал о будущих победах, готовясь с решающей схватке с бывшими западными союзниками. Что касается его преемника-«кукурузника», то он также предпочитал  глядеть в будущее, но в мирное, мечтая о построении коммунизма к 1980 г. Кроме того, Хрущев не любил военных и вспоминать об участии  в войне он также не особо любил. Иное дело – Брежнев, обожавший, когда его фотографировали в военной форме, с огромным количеством наград, в том числе и орденом «Победа», на который он никакого права не имел.   Но самое важное, при Леониде Ильиче возобладала тенденция гордиться уже достигнутыми успехами. Так стали появляться монументальные памятники, торжественные песни, многосерийные кинофильмы. И кстати, все это было сделано весьма талантливо, в отличие от той безвкусицы и какой-то истеричности, которую мы наблюдаем в современной России. Имелись также и важные идеологические отличия культа Великой Отечественной войны при Брежневе и при позднем Путине. При Брежневе День Победы отмечала именно та страна, которая и победила в войне, и которой стыдиться и скрывать было нечего.  Сейчас же его отмечает государство-обломок Советского Союза, пусть и самый крупный, но  с совершенно другой идеологией (например, частная собственность или православная церковь тогда считалось злом, а теперь благом). Поэтому многие «неудобные» для власти моменты стремятся затушевывать, иногда и в самом буквальном смысле, когда Мавзолей Ленина во время парадов закрывают фанерой. Отметим и еще одно важное отличие. В брежневское время, когда возобладала доктрина разрядки и мирного сосуществования, в Великой Отечественной видели этакий «венец всех войн», исключающий возможность какой-либо новой «Великой Победы». Сейчас же по инициативе руководства страны насаждаются настроения «если надо – повторим» (или уже «повторяем»). Из чулана достается жупел «фашизма», который при необходимости прикладывается то к «бандеровцам», то к «исламистам». Заодно «западных партнеров» российская пропаганда представляет в образе этаких «дурачков-несмышленышей», которые своей «политикой умиротворения» потворствовали  современным «фашистам», в то время как мудрый Путин все предвидел и всех предупреждал. Увлеченно «борясь с фашизмом», кремлевский агитпроп, сам того не замечая, копирует один из постулатов пропаганды Третьего рейха: распространяемые истерики по поводу «нашествия беженцев» в Европу весьма напоминают  геббельсовские агитки про «варварский азиатский большевизм» или сетования Гитлера в «Майн кампф» по поводу того, что французы привезли на берега Рейна негров, которые совращают белокурых арийских девушек. В дополнение к 9 мая придумали еще своего рода «праздник-дублер» 4 ноября, чтобы население поскорее забыло про ненавистную для нынешней верхушки Октябрьскую революцию. Однако это не мешает отмечать годовщину парада 7 ноября 1941 г., проведенного на Красной площади в честь отмененного при Путине праздника. Пожалуй, нигде еще химерический и нелепый характер нынешней «национальной идеи» не проявляется сильнее, чем когда речь заходит о войне 1941 – 1945 г., при этом праздник 9 мая становится настоящей  кульминацией этого театра абсурда.

 

Антон Михайлюк


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100